Урок Доброты
Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Урок Доброты

Вне учебная и творческая деятельность

Проведение "УРОКА ДОБРОТЫ" в Кондратовской СОШ 22.12.2016 года

Урок доброты

Начальная школа (1-4 классы).

Цель показа видеофильма - формирование толерантного отношения учеников начальной школы к детям с ограниченными возможностями здоровья .
План урока:
Мини - лекция.
Сюжет первый.
Мини-обсуждение.
Сюжет второй.
Мини-обсуждение.
Сюжет третий.
Мини-обсуждение.
Просмотр оставшихся сюжетов, которые демонстрируют отношение государства, правительства к проблеме детей с ОВЗ.
Ход мероприятия:

1. Мини-лекция на тему «Кто нуждается в нашей помощи». Я один из вас и нуждаюсь в вашей помощи.
В нашей стране насчитывается более 2 миллионов детей с ОВЗ. Главная их проблема заключается в том, что ребенок с инвалидностью не имеет связи с миром, у него нет возможности общаться со своими сверстниками, он не имеет возможности общаться с природой, тем более не имеет доступа к культурным ценностям.
За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к детям с ограниченными возможностями здоровья. Это был путь и изменения духовной составляющей общества, где встречались как страницы равнодушия, ненависти и агрессии, так и примеры заботы, милосердия. Только одного не встречалось в былых отношениях – сотрудничества на равных условиях.
Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает его доступность для всех в части приспособления к потребностям каждого ребенка, вне зависимости от состояния его здоровья.
Как и любое новое начинание, внедрение системы инклюзивного образования сопровождается определёнными трудностями. Главная трудность – сломать настороженное, местами даже негативное отношение всех участников данного процесса к совместному обучению.
Дети с ОВЗ — категория, требующая к себе повышенного внимания со всех сторон. Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Следует отметить, что увеличение числа таких детей наблюдается во всём мире, и проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. Признание прав такого ребёнка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления и в выборе соответствующей профессиональной деятельности является чрезвычайно важным.
Сейчас в современном обществе существует большая необходимость создания для каждого человека, и тем более для лиц с интеллектуальными и физическими нарушениями, равных прав и возможностей на получение образования, на развитие их индивидуальных способностей. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда к элементарному образованию. С раннего детства дети с инвалидностью сталкиваются с оценкой их внешности другими, что приводит к формированию у них «комплекса неполноценности», который выражается в замкнутости и приводит к скрытой депрессии или агрессии. По мере взросления они начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с детьми без инвалидности снижен. При этом формируются излишне заниженная самооценка, происходит сужение активного жизненного пространства. В будущем ребёнка-инвалида ждут трудности и с вопросами трудоустройства. Проживание «ситуации успеха» позволяет ребёнку почувствовать уверенность в себе, свои возможности и востребованность в обществе. Любимые занятия поддерживают эмоциональное здоровье, помогают выйти из стрессов и тревожного состояния, предупреждают задержку психического развития. Учитывая социальные потребности, физиологические и психологические возможности воспитанников, деятельность педагогов направлена на «специальное» обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.Просмотр видеофильма.
а) первый сюжет.
Героем первого сюжета является победитель музыкального конкурса «Голос» Данила Плужников. В сюжете рассказывается о нелегкой жизни мальчика, который несмотря на ограниченные возможности здоровья, победил судьбу.
Проводится мини-обсуждение:
Ведущий задает вопросы к учащимся:
Как вы думаете, кто помог Даниле победить в конкурсе «Голос»? (например, качества характера: выносливость, целеустремленность, трудоспособность; поддержка и помощь родителей и близких)
Судя по его рассказу, чего не хватает Даниле в жизни?
А вы хотели бы с ним дружить?
Что вы знаете о возможностях людей с ОВЗ?
Встречали ли вы людей с ОВЗ? Если "да", то где? (да, например, в общественном транспорте, во дворе, в школе)

Сюжет второй.
История мальчика с ОВЗ, который благодаря с знакомству с детьми-футболистами адаптировался в коллектив здоровых детей.
Мини-обсуждение:
Как вы думаете, каково человеку постоянно находиться в четырех стенах, не иметь друзей?
Как вы думаете, почему он редко выходил на улицу?
А как бы вы поступили, если в вашем дворе жил такой мальчик?
А вы часто встречаете людей в колясках?
А как ваши родители отнеслись к тому, если бы пригласили к себе домой мальчика в коляске?
«Кому и для чего нужны пандусы»?
«Что вы знаете об азбуке Брайля?»
«Кто вынужден пользоваться азбукой Брайля?»

Сюжет третий. История о девочках с синдромом Дауна, которым инклюзия дала возможность учиться в общеобразовательной школе. Сочинение лучше всех в классе написала Катя, на которую до этих пор одноклассники не обращали никакого внимания.
Мини – обсуждение сюжета: Темы для обсуждения:
«Дети с ОВЗ отличаются от нас только тем, что имеют ОВЗ».
«Они невероятно талантливы и мы не должны их отвергать».
«Что бы Вы смогли сделать для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, если он будет учиться в вашем классе?»
«Какие эмоции вызывает у вас этот сюжет? Почему лучше учиться вместе?»

Просмотр остальных сюжетов, в которых принимают участие Министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева, певица, общественный деятель Д.Гурцкая.
4. Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» и беседа по вопросам:
1.«А вы смогли бы поступить как Женя и отдать последний лепесток мальчику, нуждающемуся в помощи?»

2. Смогли бы вы дружить с такими как мы?
3. Мы можем чему-то научиться друг у друга?
4. Что значит безбарьерная среда?
5. Для кого нужны пандусы?
6. В вашем классе учатся такие дети, как мы? Вы за или против?

5. Заключительное слово ведущего .

Методическая разработка для среднего звена (5-10 классы)

Цель показа учебного видеофильма «Урок доброты» - способствовать формированию толерантного отношения общества к людям с ограниченными возможностями здоровья , рассказать о жизни и возможностях детей с ОВЗ, дать представление о том, какие бывают люди с ОВЗ, как они живут, с какими трудностями и проблемами сталкиваются в обществе, то есть показать здоровым людям, что человек с ОВЗ – такой же человек, как все, различие лишь в том, что при необходимости он вынужден затрачивать усилий и времени больше, чем здоровые люди, но он имеет равные права и возможности в реализации своих потребностей, дать представление о понятии «инклюзивное образование».

Ход мероприятия

1.Мини – лекция «Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ в условиях инклюзивного образования».
Долгий путь развития человеческой цивилизации характеризуется противоречивым отношением к детям с ограниченными возможностями. По другому можно сказать, что это был путь духовной эволюции общества, на котором встречались как страницы равнодушия, ненависти и агрессии, так и примеры заботы, милосердия. Только одного не встречалось в былых отношениях – сотрудничества на равных условиях.
С сожалением приходится констатировать динамику увеличения людей с ограниченными возможностями здоровья, что обусловлено ухудшением экологической обстановки, высоким уровнем заболеваемости родителей (особенно матерей), рядом нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем. В настоящее время в России насчитывается около 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья, что актуализирует необходимость осмысления их положения в обществе, совершенствование системы социальной помощи и поддержки.
В числе основных международных документов, защищающих и гарантирующих права этой категории детей, можно назвать следующие: «Всеобщая Декларация прав человека», «Декларация о правах инвалидов», «Декларация о правах умственно отсталых лиц», «Конвенция о правах ребенка», «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов».
Главная проблема ребенка с инвалидностью заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. А так же проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями. Проблемы усугубляет тот факт, что педагоги иногда сами интолерантно относятся к таким детям, называя их «неполноценными», «ущербными», «отсталыми». В связи с этим, одной из центральных задач в развитии нашего общества по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у каждого человека толерантности, т.е. способности понять и принять человека таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения. А также воспитать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Основными задачами инклюзивного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья являются:
• укрепление здоровья детей и предупреждение возникновения вторичных нарушений физического и психического развития;
• обеспечение прав детей и родителей в получении необходимого комплекса коррекционно-образовательных услуг;
• осуществление своевременной социальной адаптации и интеграции ребенка в общество;
• своевременное исправление, компенсация нарушений психофизического развития;
• формирование жизненно значимого опыта и целенаправленное развитие у детей когнитивных, речевых, моторных, социальных способностей, позволяющих снизить зависимость от посторонней помощи и повысить социальную компетентность.
Ведь помочь наполнить черно-белый мир ребенка с инвалидностью яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.
2.Демонстрация видеофильма «Урок доброты».
3. Обсуждение фильма. Вопросы к обсуждению:
«В чем основная мысль фильма»?
«Что означает равенство прав для всех людей независимо от их учебных способностей или особенностей развития»
«Доступность окружающей среды для людей?»
«Безбарьерная среда для людей с ОВЗ»- - как вы это понимаете?»
«Как она организована в вашем районе»?
4. Дискуссия на тему «Плюсы и минусы инклюзивного образования».

Показ видеофильма